Инвалид (ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Признание лицом с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). Гражданину, признанному лицом с ограниченными возможностями здоровья по решению ПМПК выдаются рекомендации (заключение) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития. Рекомендации (заключение) ПМПК носят для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242).
Итоговое сочинение (изложение) для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов
Нормативно-правовые документы:
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для всех обучающихся 11(12) классов, экстернов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации имеют право писать как сочинение, так и изложение.
Подача заявления и подтверждающие документы
Заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Итоговое сочинение (изложение) на дому или в медицинской организации
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому или в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Условия проведения итогового сочинения (изложения) для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, обеспечивается создание следующих условий проведения итогового сочинения (изложения):
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, обеспечивается создание следующих специальных условий проведения итогового сочинения (изложения):
Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
Для глухих участников итогового сочинения (изложения):
Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Для слепых участников:
Для слабовидящих:
Для участников итогового изложения с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков не допускается). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.
Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения при необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов
Нормативно-правовые документы:
Формы ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, экстернов детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) по их желанию проводится:
При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ).
ГВЭ по обязательным учебным предметам по желанию выше указанных категорий обучающихся проводится в устной форме.
Подача заявления и подтверждающие документы
Заявление об участии в ГИА-11 подаются до 1 февраля включительно.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-11 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) ПМПК.
Дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК для проведения экзамена в специальных условиях.
Рекомендации ПМПК может быть предоставлено два вида: о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ или о создании условий при проведении ГИА-11.
Справка, подтверждающая инвалидность, и/или рекомендации ПМПК о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ дают право предоставление обязательных условий для всех участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
Для организации специальных условий необходимо получить рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11.
ГИА-11 на дому или в медицинской организации
Для участников ГИА-11 с ОВЗ, участников ГИА-11 детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение ГИА-11 в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендации ПМПК.
Условия проведения экзамена
Для участников с ОВЗ, подтвердивших данный статус, предоставив оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК, и детей-инвалидов, инвалидов, подтвердивших свой статус, предоставить оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающую инвалидность, имеют право на следующие условия:
Специальные условия проведения экзамена
Для участников с ОВЗ, для обучающихся на дому или в медицинской организации, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, и детей-инвалидов, инвалидов, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
Специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-11, необходимые им при проведении экзаменов указываются в заявлении на ГИА-11.
Специализированная рассадка – носит заявительный характер, является выбором участника, который он, при необходимости, указывает в заявлении.
Ассистентом может быть работник образовательной организации, социальный работник, в исключительных случаях родитель (законный представитель) участника экзамена.
Не допускается привлекать в качестве ассистентов специалистов по соответствующему учебному предмету, учителей участников.
Особенности рассмотрения апелляций
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена – детей-инвалидов и инвалидов апелляционная комиссия вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников экзамена), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников экзамена). Вместе с участником экзамена с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения апелляционной комиссией ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников экзамена с масштабированных бланков на бланки стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников экзамена, выполнявших письменную экзаменационную работу на компьютере, с компьютера на бланки апелляционная комиссия учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. Экзаменационные работы таких участников экзамена проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.